+7 960 780-25-80

(Телефон, SMS, WhatsApp и Viber)

Вышивка в традиционном национальном костюме

Опубликовано: 21.07.2016

Вышивка в традиционном национальном

Случалось ли вам видеть безвкусный, некрасивый народный костюм? Мне — нет. Я говорю не об эстрадных поделках, а о тех образцах, что собраны по весям земли нашей — в Орловской, Рязанской, Архангельской, Калужской, Костромской, Курской, Олонецкой, Нижегородской, Тульской, прочих губерниях, выставлены на просмотр в музеях, галереях.

Как удавалось крестьянкам, с неодинаковым чувством прекрасного, без художественного образования, создавать идеальные — по гармонии цвета, формы, отделки — вещи? Секрета в волшебстве нет: национальная одежда творилась по канонам, сформированным в течение не веков — тысячелетий. Каждый элемент в ней создан не прихотью, а по наблюдениям за природой, по необходимости в защите от враждебных сил и взаимодействии с добрыми.

11.jpg

Чтобы рассмотреть весь комплекс, в котором — русский сарафан, косоворотка мужская, головные уборы — барлова, борушка, венок, кика, кокошник, красота, сорока, платок; нижние юбки и рубахи, обувь, пояса, понадобится много текстов и времени. Сегодня мы поговорим лишь об одной детали — вышивке. Благодаря ей русское платье обретало законченный облик настоящего произведения искусства.

Как узоры читали да невесту выбирали

По осени, как начиналось время сватовства, проходили в сёлах необычные смотрины. В избе, которую «сдавала» за продукты, дрова, помощь по хозяйству вдовица или одинокая старуха, собиралась в назначенный день деревенская молодёжь. Иногда собирались на людном месте, у церковной ограды.

Девки надевали самолично вышитый сарафан, нарядные пояса, по несколько передников, шубы; парни приходили не одни — с пожилыми спутницами (родственницами, знакомыми, которые славились знанием традиций).

Девки не только наряжались, но приносили с собой рукоделие — готовое и начатое, не сидели без дела — вышивали, плели. Парни ходили от одной к другой, а спутница рассказывала, что означает каждый орнамент: от кого защитит, чему научит, для чего предназначен.

Редкий молодой человек действительно смотрел на рукоделие — глядел на юное лицо, на губы: улыбнулись? Порозовели? На грудь, тонкий стан девушки, который под просторными одеждами только в работе, в движении и проявлялись.

Зато спутница зорким злым глазом успевала рассмотреть всё: какова собой, споро ли работает, как нитку кладёт, блюдёт ли «старый обыкъ»?

Традиция таких смотрин забыта: последние упоминания о ней относятся к концу XVIII – началу XIX века, о чём свидетельствуют записи этнографа В. Вардугина. Давно утеряны толкования многих оберегов, порядок их расположения. В меру сил мы, в славянском магазине "Иванка", воссоздаем традиции национального костюма— от бытовых до праздничных.

Каждый наряд интерпретирует, развивает концепции обережного, осмысленного шитья, кроя, каждый украсит вас, как ни один современный.

Символика платья, полотенец как отражение доброго мира

Я не буду пересказывать современные интерпретации обережной символики, часто вымышленные — из разряда новой мифологии. Поговорим о тех элементах, чьё толкование подтверждено исследованиями.

Сведения взяты из работ авторитетных собирателей славянской бытовой культуры — Лебедевой А. А., Калашниковой Н. М., Богуславской И. Л., Масловой Г. С.

Законы расположения оберегов. Центральный сюжет

Мир для древних людей делился на сакральный (священный) — профанный (без святости, нечистый). Такие же области имела национальная одежда. Важными оказывались края — низ рукава, горловина, подол; грудь, плечи. Их вышивали, украшали кружевом, подчёркивали цветом. Особое внимание — поясам, так как они выполняли важнейшую обережную функцию: об этом я рассказала в статье Главный оберег в национальном костюме славян.

Низ платья был «землёй», потому обереги на подоле полностью или преимущественно земные — символы плодородия, огня, возделывания земли. Верх — «солнце и небо», потому головные уборы расшивали птицами, солярными знаками. Средина — человек, его жизнь, быт, здоровье, семья, достаток. Они требовали вмешательства духов, в связи с чем в композиции появлялась Мокошь (так правильно записывать имя этой богини — единственного женского божества древнерусского пантеона: в интернете её часто называют «Макошь»).

33.jpg

Трёхчастная композиция «Мокошь и всадники» — центральная в вышивании. Когда славяне приняли христианство, место Мокоши заняла Параскева Пятница. И первая, и вторая покровительствовали женщинам, рукоделию, плодовитости, здоровью, счастью. Изображали богиню с длинными руками, иногда крылатой, а чаще в упрощённом виде «лягушки» — женщины-богини-роженицы.

Во многих источниках вы встретите утверждение, что фигура на орнаменте с опущенными руками — Лада, покровительница любви, брака. Но ни одно исследование, ни один академический словарь мифологии существование Лады не подтверждают, а учёные называют её божеством «кабинетной мифологии» XIX века. Тогда на волне популярности в Европе и дома национальный русский костюм нужно было поддержать оформленным пантеоном языческих богов. Вот и появились красивые, поэтичные, но далёкие от народа Лель, Лада.

На самом деле Мокошь с поднятыми руками вышивали на зимних/весенних полотенцах, платьях — богиня указывает на солнце, которое набирает силу и готовится отдавать её; с опущенными руками — на осенних полотнах, когда всё: дела, помыслы, — обращены к земле-кормилице, давшей урожай.

Кроме Мокоши, существовал комплекс изображений, которые встречаются в каждом костюме:

  • конь — добро, счастье, достаток, мудрость; иногда символ изображён как водоплавающая птица с головой коня — это следствие веры в Даждьбога, чья небесная колесница запряжена конями, а ладья для пересечения моря-окияна — птицами;
  • всадник — чаще всего Даждьбог (на божественную природу указывают множественные солярные знаки рядом с фигурой);
  • солярные (солнечные) знаки — свастика (колесо-солнце в движении, с загнутыми спицами-лучами, верхний луч загнут влево, нижний — вправо), круг с 6 – 8 лучами-радиусами, круг с крестом;
  • белый свет — большое солнце, окружённое маленькими, или 7 маленьких солнц, образующих круг — символ Вселенной, которая, по словам физика Николая Левашова, образована 7 формами материи;
  • поле, земля — ромб, квадрат, поставленные на угол и разделённые крестом: если внутри сегментов вышиты точки — поле засеяно; часто знак украшал свадебный русский костюм женский, чтобы привлечь к молодой плодовитость, здоровье;
  • женское начало, чадородие — розетка из 8 лепестков, пустой ромб, ромб с крючками вверху и внизу — «лягушка», символ Мокоши, женщины-матери;
  • дом, очаг — ромб с продлёнными сторонами, выходящими за углы; вышивальщицы называли его «орепей», «малая решётка»; символизировал не просто избу, а место рода;
  • жертвенный огонь, костёр — ромб с продлёнными сторонами, перечёркнутый крестом;
  • мир, взаимосвязь сущего — дерево («ёлочка»);
  • вода — волны;
  • треугольник — человек.

Разнообразные зооморфные мотивы-символы в разных регионах трактовались неодинаково. Где-то, например, птицы означали просто души, в других районах — души умерших/нерождённых, в большинстве случаев — это волшебные птицы-павы, знак воздуха, радости.

Учёные с осторожностью делают выводы о смыслах изображений: сами вышивальщицы к концу XIX веке не умели их читать, а использовали для работы «сколки» — схемы изображений — или сохранившиеся старые вышивки.

Однако и того, что доказано, хватит, чтобы осмысленно выбрать орнамент на русский костюм женский, рубаху, свадебное полотенце. Кто знает — вдруг откликнутся древние боги на ваш призыв?..

222.jpg

Комментарии (0)

Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки