Мобильный номер: +7 960 780-25-80

(Телефон, SMS, WhatsApp и Viber)

Какой русский народный сарафан купить изволите? Дубас? Ферязь на медных пуговицах? Или московские предпочитаете?

Опубликовано: 16.12.2017

 

С распространением моды на этническую одежду русский народный сарафан купить хотят не только для выступлений, особых случаев, а для повседневности. Это наше личное наблюдение, из общения с покупателями.

Однако представления о сарафане у многих разные, особенно у тех, кто «в теме». Дело в том, что в разных регионах России эту одежду шили по-разному. И называли вовсе не сарафан, а по материалу или особенностям изготовления — расстегай, холщевик, лямошник, пестрядинник, треклинка, кумашник, клинник, стамедник, китаешник. Ещё названия — дубас, ферязь, костолан, саян — уже без помощи историков и этнографов не интерпретируются.

Русский народный сарафан отличался от местности к местности по многим причинам — экономическим, мистическим, социальным. Так, в Сибири было больше шёлковых сарафанов из-за близости Китая и обилия восточных торговцев. Картины восточного базара в Тобольске — с огромным выбором тканей, украшений — красочно изображены в романе Алексея Иванова «Тобол. Много званых».

Во многих областях сарафан был «паспортом» для женщины.  Замужние носили одежду неяркую — синюю, коричневую (кирпичную), простую пестрядь, а по подолу с рождением детей нашивали ленты и тесьму. Нашивать начинали снизу: девочка — яркая лента или богатая, красивая тесьма; мальчик — обычная ткань контрастного (или заметно отличающегося) цвета, белая/синяя лента.

Самый древний и — самый современный традиционный сарафан-дубас

Дубас — косоклинная одежда старообрядческих женщин. Некоторые исследователи относят его к древнейшим вариантам уже женского сарафана (поначалу это была рукавная одежда мужчин).

Однако дубас вправе называть и самым современным, потому что он сохранился почти в первозданном виде у старообрядцев и активно используется в повседневной жизни. У них можно этот русский сарафан купить, если сможете договориться.

Особенностей у дубаса — только название да выступ на спинке «лапка», «лапа». К лапке крепятся лямки. Настоящие дубасы — синие, сшитые ещё бабушками из окрашенного льна. Их используют только для молений. Если такого сарафана у женщины не сохранилось, разрешается сшить самостоятельного из купленного чёрного (синего) сатина.

Носят старообрядки и обыкновенные сарафаны из разноцветной, цветастой ткани. Так и называют их — сарафаны, надевают на праздники, ярмарки, в гости. Главное отличие дубаса от сарафана — боры, мелкие густые складки на спине.

Ферязь

Ферязью давным-давно называли мужской кафтан. С течением времени новгородский и тверской кафтан превратился в женский распашной сарафан с рукавами и застёжкой на пуговицы. Но в таком виде он был неудобен в носке, потому стал трансформироваться.

Вот примеры распашных ферязей из Нижегородской и Новгородской губерний.

Сначала исчез разрез, и ферязь стали сшивать от верха до уровня бедра, нашивая спереди очень часто оловянные пуговицы-«глухари» — единственно ради украшения. «Воспоминанием» о месте разреза стала яркая узорчатая тесьма в 2 ряда. По ней и отличают ферязь от прочих моделей сарафана.

Нужно отметить, что в северных губерниях и Забайкалье у ферязи была ещё одна отличительная черта — необычная спинка. Она напоминает сегодняшние майки-борцовки, только с сильно заниженной линией проймы.

 

Шили городскую ферязь обычно из гладкой синей или красной ткани, откуда появились ещё 2 названия — кумашник (красный) и китайка (синий).

В деревнях чаще встречаются ферязи из пестряди и кубовые набивные сарафаны. Кубовая набойка изготовлялась мастерами, отличалась красотой и плавностью орнамента, яркими оранжевыми «оживками» — «огоньками» на синем (кубовом) поле.

Нарядный деревенский сарафанный комплекс конца XIX века состоял из рубахи в мелкую клетку и сарафана в крупную клетку. Белый шерстяной сарафан в красную клетку называли сукман (по материалу изготовления сукну — шерстяной ткани) и носили по праздникам. Кстати, в нашем магазине вы тоже можете купить рубаху в клетку

Эту замечательную рубаху покупают не только для мужчин, но и для женщин — как тунику, длинную блузу. Её можно надеть и под сарафан — современное переосмысление народного костюма вполне допускает такие волности.

 

Круглый сарафан, он же — московский, он же — саян, шубка

У саяна нет клиньев. Его сшивали из 4 – 6 прямых полотнищ-«точей», по переду — сборивали, сзади — укладывали в складки-фалды. Старинным мастерицам была известна техника своеобразного плиссирования. Смётывали складки, ткань смачивали (возможно — не водой, а специальным раствором) и клали под тяжёлый камень надолго. Когда складки делались прочными, приступали к шитью.

 К собранным в борки и складки полотнищам пришивали пояс и лямки. Получался пышный саян, по сути — юбка на бретелях. Чтобы сарафан получился красивым, периметр по подолу должен составлять не менее 3 метров, лучше — около 5 метров. Сшивать и сборивать нужно было так, чтобы на спину приходилось больше материи, чем на перед.

Носили саян по-особому: надевали выше груди, перевязывая под грудью пояском или тесёмками передника. Потому иногда спереди подол был несколько выше, чем сзади. Чтобы этого не случилось, передние полотнища делали длиннее минимум на 10 см, в зависимости от размера груди.

 

Типичный раскрой саяна — 2 длинных полотнища для переда шириной в среднем 80 см (стандартная ширина для домашнего ткацкого стана); 3 полотнища короче для спинки шириной каждый также 80 см. 

Вариация саяна — сарафан-шубка. Если к юбке-саяну пришить грудку (грудинку, нагрудник), то поднимать юбку на грудь не придётся. Такой вариант и есть шубка.

Вот современный вариант «шубки» от «Иванки»:

Наш сарафан не такой широкий, как исторический, чтобы не добавлять вашей фигуре объёма, и носить его можно как один, так и с лёгкой блузой. Второй вариант — очень нарядный, праздничный.

Ещё одна модель — грибовик. Она бытовала преимущественно в Нижегородской области. Отличался грибовик от обычного саяна тем, что по подолу к нему пришивалась оборка из ткани. Пришивали её не по низу, а по юбке так, чтобы край сарафана оставался виден.

30 – 40 сарафанов в расчёте на 30 лет

Такое количество должна была приготовить к замужеству девушка из состоятельной семьи. Из них 20 — рабочие, из домашнего полотна или сукна, около 10 — нарядные, из парчи, шёлка с «пукетами» (букетами — яркими большими цветами), отделанные золотой тесьмой, металлическим кружевом, богатой вышивкой золотом, шёлком, украшенные камнями.

Народные сарафаны купить в XVI – XVIII веке было невозможно, да и стыдно: всё приданое девица готовила сама, с помощью матери и сестёр, подружек. Потому шить начинали загодя, когда девочке было 4 – 6 лет от роду. В зажиточных семьях многое доставалось дочерям в наследство от матери, в бедных никто о полноценном приданом и не помышлял — были проблемы важнее.

 

  

 

 

 

Комментарии (0)

Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
Заказ в один клик