Выбрать правильно русский костюм для танца — треть успеха номера. И дело не столько в красоте изделия, сколько:
- в гармонии танца и образа артиста;
- в драматургии самого костюма;
- в удобстве и безопасности;
- в долговечности изделия и адекватной стоимости.
Захаров Владимир Михайлович, доктор культурологии, хореограф, постановщик танцев, писал в своей диссертации, что сам всегда следил за пошивом костюмов, потому что с молодости на собственном опыте усвоил: скупой платит дважды. Главным признаком хороших мастеров по пошиву сценической одежды он считал личную заинтересованность швей, их увлечённость искусством.
В «Иванке» мы не просто увлечены народным костюмом и славянской культурой — мы болеем ими. С увлечённости и началась наша компания, где собрались люди творческие, мастеровитые, объединённые высокой целью — возродить прекрасный национальный костюм в нашей повседневности.
А русские костюмы для танца — это составная часть народной культуры. Когда мы стали их проектировать, изучили много специальной литературы — этнографической и хореографической. Итогом стали несколько правил, о которых мы сегодня и расскажем.
Достойная красота. Отказ от «марсианской клюквы»
В каждом случае русский танцевальный костюм — это стилизация. Хореографические постановки не рассчитаны на аутентичный наряд конца XVIII века, скрывающий фигуру женщины, ограничивающий её движения. Но и всякой стилизации есть предел.
Народное платье, рубаха — это вкус, стиль, чувство меры, скромность и скрытая, но сильная — природная — сексуальность.
Потому наши костюмы для танца максимально приближены по эстетике к настоящим славянским. Разумеется, среди них достаточно коротких: в длинных невозможно танцевать «Барыню», «Казачок», «Калинку». Но и укороченные, эти платья выглядят по-настоящему народными — красивыми и целомудренными. Посмотрите на «Маков цвет».
Драматургия костюма
Русский костюм для танца, как и всякий сценический, выступает вместе с артистом. В медленном, плавном танце, например — в хороводе «Берёзка», в «Метелице», платье или сарафан должны подчёркивать плавность, создавать дополнительный ритм, подобный тому, как расходятся круги на воде. Магическое сплетение движений артиста и кружений платья вовлекают зрителей, завораживают их, почти гипнотизируют.
Чтобы магия случилась, мы выбираем специальные ткани — габардин, штапель, иногда лён. Первые две отлично драпируются, прекрасно «движутся» в танце и дают двигаться артисту. Лён очень харизматичен, однако не во всяком танце он себя сможет проявить.
Перед созданием русского костюма для танца мы беседовали с артистами, хореографами. В итоге наши костюмы стали лёгкими, а к красному обязательно были добавлены белый или чёрный цвета — чтобы кожа не приобретала зеленоватый оттенок под искусственным освещением.
Удобство, безопасность и долговечность
Первый вопрос, который нам пришлось решить, — плоские, безопасные швы на костюмах. Кожа артиста во время танца подвергается повышенному травмированию, потому швы должны быть идеальные и максимально плоские.
Второе — ткани. Они должны дышать, сохранять презентабельный вид в самых энергичных выступлениях, быть красивыми, долговечными, при этом — недорогими. Решая эту проблему, мы пошли традиционным путём, выбрав габардин, штапель, хлопок, нашли поставщиков очень качественных тканей.
Делали пробные закупки, стирали, «терзали» ткани агрессивной химией, кипятили, вывешивали на палящее солнце. В итоге — хотя и с большим трудом — добротный материал нашёлся.
Для отделки мы используем тесьму, вьюнок — они не теряют форму, как атласные ленты, не выгорают, отлично заменяют вышивку, которая стоит дорого, а со сцены всё равно не видна.
Главный секрет
Главный секрет качества, красоты русских костюмов от «Иванки» — наша любовь к своему делу и национальной культуре. Она видна в каждой нашей работе, она — в каждой строчке, в каждом стежке. И к этому уже нечего прибавить. Этим всё сказано.
Комментарии