+7 960 780-25-80

(Телефон, SMS, WhatsApp и Viber)

Древняя славянская одёжа

Опубликовано: 13.01.2019

Сегодня, задумывая славянскую одежду купить или сшить самостоятельно, нужно понимать, что оформленные комплексы её относятся к XVI – XVIII, даже XIX веку. Восстановить полностью реальные одеяния древних язычников пока невозможно.

Наш славянский интернет-магазин «Иванка» представляет одежду: сарафаны, рубахи, косоворотки, платья — по мотивам реконструированной одежды или стилизованные. Мы стараемся передавать в изделиях основополагающие принципы материальной культуры давно прошедшего времени, удивительную красоту народного костюма, детали национальной идентичности.

Из чего шили народную одежду?

Древнейшая народная одежда изготавливалась из цельных шкур овец, медведей, волков, сшитых шкур бобров, белок, лисиц, горностаев, соболей, лёгкая — из льна и конопли. Как тяжело, долго обрабатывали лён от семечка до полотна, мы рассказывали в статье "Посвящается царю славянских земель, индийскому, египетскому, греческому, римскому и всея Европы — льну".

Интересную информацию о тканях удалось раздобыть сопоставлением лингвистического анализа слов и исторического — артефактов. В средние века и позже сохранялись такие названия материи:

  • толстой, грубой льняной — вотола (потом так же станут называть плащ);
  • толстой, очень прочной конопляной — толстина;
  • средней по толщине льняной — узчина, узцина;
  • тонкой льняной — тончица, бель, частина.

Народная рубаха, порты изготовлялась и из конопли. Конопляные ткани называли замашными, посконными (от посконь — тонкий стебель мужского растения конопли). Позже слово «замашный» стало названием любой домодельной одежды, а «посконный» — синонимом простонародного, деревенского.

Различались материи и цветом. Все крашеные ткани называли крашениной; пестрядью — разноцветные; одноцветные — бель, червленица (красные), багрец (тёмно-красные), зелень, синета. Названия материи получали по основным цветам, однако встречались расцветки неоднозначные: смурые — тёмно-серые, зекрые — бирюзовые, редрые — рыжие, померклые — тёмные, чёрные, половые — изжелта-белые, пелесые — бурые, серние — серо-белые, плавые — желтоватые, смаглые — тёмно-красные, с преобладанием чёрного.     

В ходу были кожи, — усма: сыромятные, дублённые растительными дубителями. Из них шили обувь, рукавицы, мужские поясные ремни, к которым пристёгивали топоры, ножи, другие инструменты мужчины-добытчика, воина.

Использовали в народной одежде шерсть. Шерстяные ткани изготавливали дома, используя веретено, пряслице, вертикальные, затем горизонтальные ткацкие станы: власяницу — из козьей шерсти; сукно — ткали, потом валяли; опону — вид грубой ткани; сермягу — ткали из толстой шерсти переплетением «через нитку»; цатру — из козьего пуха.

Чтобы свалять сукно, шерстяную ткань расстилали на досках, поливали горячей водой. Двое мужчин садились по концам отреза и ногами двигали кусок поочерёдно к себе, от себя. Верхние волоски шерсти скатывались, сваливались, покрывая тонким слоем войлока ткань. Подобный процесс, правда, без мужчин и ног, используют современные модные валяльщицы сумочек, палантинов, шляп.

Костюмы русского народа: что носили и как

Мужчины

Одежда мужчин представляла собой подпоясанную рубаху, штаны (порты), в холодное время надевали свиту — верхнюю одежду, длиною до икр, из шерсти или на меху. Лёгким вариантом верхней одежды был плащ вотола из посконной или льняной материи. Знать носила вотолу с пряжкой, застёгивая на груди, простые люди обходились завязками.

Главным материалом для рубахи оставался на протяжение тысяч лет лён. Но уже в XIII веке славяне знали хлопок, его привозили из Азии, а называли зендень. К этому же времени рубахи разделились по назначению и качеству: тонкую нижнюю стали называть сорочица, а верхнюю — кошуля, навершник.

Интересно происхождение слова «порты». До того как они стали штанами, так называли обувь, сшитую из… медвежьих лап. В древнейшие времена охотники спарывали шкуру со звериных ступней, чтобы сделать свой след «незаметным» для зверя, а главное — взять часть силы животного, верили: подобное притягивает подобное. От тех времён в нашем языке сохранилось слово «портной».

Исключительно княжеским одеянием был плащ корзно (название напоминает слово «козырь», но достоверно родство не установлено). Его делали из богатых привозных (византийских) тканей, украшали опушкой.   

Зимним одеянием обычных людей, пусть и богатых, были кожух — кафтан из шкуры животного мехом внутрь, покрытый сверху дорогой тканью; бедных — нагольный тулуп — кожух без ткани.

Женщины

Женщины также носили народную рубаху, совершенно аналогичную мужской, только длиннее. О верхней одежде древних славянок почти ничего неизвестно, но учёные предполагают, что она полностью повторяла гардероб мужчин, отличаясь обилием вышивки, украшений.

Когда девушка становилась невестой, она надевала понёву — верхнюю набедренную одежду. Сначала понёва представляла 3 раздельных полотнища, закреплённых на талии поясом. Потом их начали сшивать, оставляя 1 разрез, получалась растополка. Некоторые понёвы сшивали наглухо, добавляя четвёртое полотно из другой материи — прошву. Его пришивали в виде передника, надставляя тканью, из которой были сделаны 3 других полотнища.

Работая, крестьянки подгибали края понёвы за пояс для удобства, а на праздниках они делали то же самое, чтобы похвалиться богатой вышивкой на подоле нижней рубашки. Сами понёвы тоже вышивали: девицы и молодухи — ярко, нарядно, старухи — скромно. Самой печальной была белая понёва, вышитая белым, — траурный наряд.

Дети

Первой одёжей для детей была пелёнка: для мальчика — старая отцова рубаха, для девочки — материнская. И далее детям шили рубахи, порты из старых родительских. Продиктован был такой обычай тремя резонами: экономией; верой, что через свою одежду мать – отец защитят дитя; особой мягкостью ношенной ткани.

Единственным вариантом одежды для детей и подростков обоего пола была рубашка: её носили, пока не происходил обряд взросления.

Комментарии (1)

Комментарии

  • Татьяна 17.01.2019 10:43
    Здорово, что сейчас в моду входит русский стиль. Удачная идея вплетать родные орнаменты в повседневную современную одежду. Традиционный крой не каждый наденет, а вот украсить современное платьице или рубашку славянский орнамент - милое дело!

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки