Главный оберег в национальном костюме славян
«Лети листокъ на восток на грудь белу ему кто дорог приятенъ сердцу моему на память дарю» — нитки красная, белая, синяя свиваются, сплетаются, перекручиваются, на узком ярком полотне проступают эти нехитрые, однако безмерной надежды слова…
Плетёт девушка пояс. Заплетает для милого-дорогого, приговаривает: «Как плетешок этот плетётся, так милый мой пусть за мной ведётся – не отстаёт, не потеряется: из следу в след, из шагу в шаг, из избы во двор, со двора в поле, с поля домой, и в порожний и в будний дён…».
Знает она: нет заговора крепче, чем сплетённый «на любовь» поясок: повяжет его разлюбезный — станет любить её крепче жизни.
Распоясанный — что голый
Славянский народный костюм начинается поясом — им и завершается. Рождался ребёнок — надевали на него поясок — тонкий, нательный, который полагалось носить всю жизнь, как позже, по принятии христианства, — крестик. Так и носили их вместе, обращаясь за помощью к языческим богам и Иисусу Христу.
Тельную опояску — тельник — надевали под русский сарафан, под косоворотку, не расставались с ним даже в бане, где человек особенно беззащитен перед чарами.
Но большинство людей тельник берегли: второго такого не будет. Потому использовали его в особые моменты: при болезни, важном, опасном деле, уходя на войну. Знали: охранит он владельца от пули, сглаза, смертельного недуга.
Плетёный шнурок повязывали на шею, пришивали к нему ладанку с образком, переписанной молитвой.
От сакральных знаний о родильном/крестильном тельнике почти ничего не досталось — одна ниточка.
Нить на запястье, что выплелась из древней нательной опояски
Возможно, кто-то пользовался необычным способом лечения «развязавшейся» руки, когда — боль в запястье, невозможно сжать какой-либо предмет.
Берут красную шерстяную нить, чем толще — тем лучше, обвивают запястье, связывают концы узлом. Через некоторое время боль, слабость уйдут.
Почти то же самое можно делать при больных суставах, спине. Берут хлопчатую, лучше — шерстяную багряную ткань, делают широкую ленту, обвязывают больное место кругом.
Эффект разной выраженности проявляется у всех — кто верит и не верит. Объяснить его современными знаниями невозможно, но когда-то такое знание было, ведь огненного цвета нить, полоса ткани — упрощённый вариант древнего шнурка нательного. Немного силы осталось в простом обвивании, однако она — впечатляет.
Пояс закрывает и открывает
Представить русский костюм — мужской, женский — распоясанным невозможно. До ХХ века в областях, где соблюдали традиции, показаться кому-то без пояса было равносильно тому, как замужней женщине предстать простоволосой. Даже муж и жена видели друг друга только опоясанными.
Зачастую поясов на человеке одновременно было несколько. Постепенно возник целый комплекс — под разные нужды:
- нательный, сетка, — надевали на голое тело как оберег;
- наживотник — узкая лента, тесьма для исподней рубахи;
- кушак — для верхней одежды, широкий, нарядный.
Это основные виды, а были ещё столбунец — широкая поперечнополосатая тканая опояска; чересел — кошелёк-«кишка» для тайного хранения денег — им опоясывались по голому телу; гулунец, плетешок, суконник, словесный (с надписями — «словесами»), множество прочих.
Для усиления обережной силы кушаки украшали специальными изображениями — вытканными, вышитыми коловратами, громовыми знаками, огнивцами, трикселями, крестами разных видов. О смысле, символах орнаментов я расскажу вам в другой статье — «Символика славянской вышивки».
Поздние традиции, которые скорее — русский стиль, чем славянский, допускали ношение сарафана распоясанным. Такой стилизованный русский сарафан, отвечающий главным канонам национального платья, можно купить на нашем сайте.
Однако славянские традиции живы — благодаря увлечённым людям, влюблённым в красоту, родную историю. Купить славянское платье, русскую рубаху (косоворотку) классического кроя с обережным поясом можно в славянском магазине одежды «Иванка»
«Поясъ — развяжись, земле — расступись!»
Моментов, когда народная одежда оказывалась распоясанной, немного, и все они — чрезвычайные.
Сговор с потусторонней силой
Замыкаясь вокруг живота (жизни) человека, тельник охранял от всякого зла — исходящего от людей, стихий, потусторонних сил. Но были такие случаи, когда человек по своей воле снимал оберег, открывался.
- Распоясанной русская рубашка оказывалась, когда хозяин отправлялся искать клад, добывать цвет папороти в Купальскую ночь — по-другому клады не открывались, папоротник цветка не показывал.
- Девушка, желая узнать суженого, снимала наживотник, клала на ночь под подушку, приговаривая: «Пояс мой, пояс, покажи жениха да поезд».
- В некоторых губерниях верили, что вытканный за «един день» из остатков льна кушак, который нужно надеть один поверх одежды, позволяет увидать на Радуницу (Родительский день, вторник Фоминой недели) всех умерших родных.
- Молодая, входя после венчания и пира в комнату для первой брачной ночи, снимает венчальный пояс и бросает его на печь (по другой версии это делает муж) — так она вверяет себя хозяину дома, домовому, и мужу, признавая последнего полным хозяином над её животом (жизнью).
В обычной жизни только колдуны, оборотни, ведьмы не опоясывались, чтобы не поймать самим себя в ловушку и не потерять силу.
Роды, беременность
Народные платья не предполагали частой перемены: рожала баба в чём была и где была — в поле, на покосе, скотном дворе, в избе. Нередко роды были тяжёлыми, тогда развязывали на роженице кушак и нательник, расплетали косы. Так же поступали и женщины, находившиеся при родах и помогавшие повитухе.
Случается, что и сейчас, отправляя дочь или внучку на роды, наказывают ей распустить волосы, расстегнуть пуговицы, развязать завязки, если окажутся на одежде.
А в далёких сибирских деревнях до сих пор некоторые бабки-лекарки лечат от бесплодия тем, что заставляют мальчика завязать на женщине кушачок. Носить его нужно постоянно: говорят — помогает.
Однако делать такие поясочки — на беременность, к рождению ребёнка, лучше самой женщине. Потому далее мы расскажем, как сплести шнурок самым простым способом — дёрганьем.
Плетём тонкий поясок — нательный, на русский сарафан или косоворотку — на пальцах
Техника дёрганья — самая простая и самая древняя из всего множества, что сейчас известны.
- Чтобы сплести прочный шнур, берут 5 ниток одинаковой толщины, одного цвета или разноцветных, в 2 раза длиннее, чем будущее изделие.
- Нитки складывают пополам, свободные концы собирают пучком, надёжно закрепляют на чём-либо на уровне груди, петли надевают на пальцы — указательный, средний, безымянный правой руки; средний и указательный — левой (рисунок А).
- Свободным рабочим пальцем оказывается левый безымянный. Им захватывают петлю с указательного правой, протягивают через другие петли на правой руке (рисунок Б).
- Теперь справа — 2 петли. Их перекидывают на указательный и средний, освобождая безымянный, который становится рабочим и проделывает те же манипуляции, что безымянный палец левой руки — зеркально.
Далее движения повторяют столько раз, сколько длины требуется, не забывая осаживать полотно после каждой протяжки.
…Рассказывать о поясах можно много: как их завязывали, ткали-плели, украшали, сколько полагалось сделать девушке до замужества, какой — к свадебному костюму, как с их помощью уберечь скот и дом. Если эти истории покажутся вам интересны, мы к ним обязательно вернёмся.
Хочется добавить одно: изучая архитектуру и эстетику народного костюма, самых мелких его деталей, убеждаешься в необыкновенной мудрости наших предков, в явном обладании удивительными знаниями, которые нам только предстоит возродить и усвоить.
Комментарии