Мобильный номер: +7 960 780-25-80

(Телефон, SMS, WhatsApp и Viber)

«Здоров будь, как вода»

Опубликовано: 02.08.2016

Никакая стихия не играла столь важной роли в жизни язычника, как вода. Не будем говорить об очевидных функциях жизнеобеспечения, поговорим о воде магической, способной переменить жизнь в лучшую или худшую сторону.

Тысячи лет прошли, как появились верования в чудесную силу воды, однако они сохранились на удивление полно, многочисленно. Это наводит на размышления о неслучайном их происхождении.

Ещё в XIX веке в некоторых деревнях главным тостом за хозяина оставался «Здоров будь, как вода». Давным-давно восточные славяне приветствовали этими словами друг друга. Божеством воды язычников была Мокошь, что подтверждается последующим (с принятием христианства) поклонением Параскеве Пятнице как покровительнице вод, колодцев, источников.

Русский национальный костюм, особенно праздничный, редко обходился без её изображения. Мокошь вышивали, заручаясь её защитой. Богиня с поднятыми руками — двойной символ, двойная защита: в ней совмещены изображения мирового дерева и покровительницы дома, которая сохранит колодец живым (без заразы), семью — здоровой.

Особое почитание славяне оказывали рекам.

«Пришёл я к тебе, вода-матушка…»

Река для славян — одна из главных стихий, особая вода. Она в первую очередь дорога — в реальной жизни, в мир потусторонний. Кормилица, целительница тела, души. Потому слово «река» женского рода как каждое древнейшее божество, возникшее в пантеоне славян в эпоху матриархата.

«Девкин сон — до обеда»

Представление о реке как пути во времени, мирах сохранились до наших дней. По фильмам, летним этнографическим праздникам многим знаком девичий невестин обряд сплавления венков. Девочки, девушки в Купальский праздник, надев нарядную русскую народную одежду, дополняли костюм венком. Весь день в нём играли, пели, вечером — скакали через костёр, потом пускали венок по речной воде. Поплывёт венок — скоро выйти замуж, остановится — жизнь в году пройдёт без изменений, утонет — к болезни, смерти.

Но это воспринималось как шуточное гадание, ещё одна игра, потому утонувшие венки никого не пугали. Славяне считали: у девки да бездетной молодухи сон до обеда. Сложно, образно выражались древние, подобно легендарным жителям Лаконики. Вот и в этой пословице много тайного смысла: «сон до обеда» — значит, не сбывается, не вещий; шире — не способны девушки, молодухи к предсказаниям. Потому все молодые гадания — больше игра. Если же задумывали серьёзно «прочитать судьбу», звали старух, женщин в возрасте.

Кормление реки. Забвение

С другими нуждами шли к реке взрослые мужчины и женщины, надев нарядное славянское платье — в знак преклонения перед «водой-матушкой», «мамкой». Интересно тонкое различие между называнием земли — Мать, и воды — матушка, мамка. Землю называли так, как в семье звали женщину, родившую дитя. Воду величали так, как няню, кормилицу. Тонкость эта сохраняется вплоть до ХХ века, что демонстрирует русская классическая литература.

Взрослые, семейные приходили к реке просить здоровья. Не только красивые славянские рубахи надевали к этому случаю, но приносили с собой специально испечённый малый хлеб, чтобы совершить обряд «кормления реки». Пускали хлеб по воде, приговаривали: «Пришёл я (имярек) к тебе, вода-матушка с головой повислой да повинной. Прости меня, да простите деды-прадеды!»  

С речными водами связан в язычестве и мотив забвения. В Вологодском крае верили, что мир живых отделён от мира мёртвых Забыть-рекой. Умирая, человек на 40 день переходил Забыть-реку, выпивал её воды и забывал, что было с ним на земле.

До сего дня остались способы с помощью реки освободиться от печали, неразделённой любви — забыть плохое.

  • Если человека снедала грусть-тоска, несчастная любовь, то ему нужно было не останавливаясь пройти через 3 моста над реками, приговаривая: «Унеси, река, мои беды-печали, смой, очисти».
  • Чтобы избавиться от тоски, девушка приходила к месту с быстрым течением и плакала. Слёзы капали в речные струи, растворялись в них, стремительно уносимые течением. Через некоторое время печаль отступала.

 

Как помогала вода справиться с болезнями и невзгодами?

  • Если ребёнок много, беспричинно плакал, то причину видели в «сглазе». Чтобы очистить дитя, воду проливали 7 раз через решето и умывали ею малыша. Сегодня чудесную силу такой воды объясняют уникальными свойствами ячеистых структур. Явлением, в частности, занимался энтомолог В. С. Гребенников, описавший волновой эффект многочисленных полостей, расположенных ритмически.  Оказалось, удлинённые волны взаимодействуют на молекулярном уровне, гармонически влияя на состояние органов и систем.
  • Исцеляющей считали воду, набранную из 3, 7, 9 колодцев, ключей или места, где сливаются 3 ручья. Этот мотив был использован П. П. Ершовым в сказке «Конёк-горбунок», где царю, чтобы омолодиться, нужно было искупаться в трёх чанах. Ершов узнал о нём в Сибири, когда ребёнком учился в Тобольской гимназии. Сейчас волшебными «тремя чанами» считают озёра в Омской области — Линёво, Данилово и Шайтан. Туда ежегодно приезжают тысячи туристов, а ещё более — в деревню Окунево, где празднуют Солнцестояние, день Перуна и другие языческие празднества.
  • Едва ли не живой считали воду с морды только что пившего коня. Ею обильно смачивали славянские рубахи из льняной ткани, надевали на больного человека: этот обряд должен был вернуть силы и желание жить.
  • Славянское платье также украшали символами воды — волнистыми линиями. Значение их до конца не определено, но, как считают исследователи, одна из функций оберега состояла в защите на воде — от утопления, нападения водного змея, врагов.

 Платья_на_иван_купала.png

Водяная магия

Не только добру служила вода. Использовали её в ворожбе, «присухе», гаданиях. Девица, когда хотела приворожить парня, умывала лицо, а потом под каким-либо предлогом поила этой водой молодца. Наученная подружками и старухами, она верила, что теперь её лицо будет стоять перед его взором всегда и ни на кого уже её разлюбезный не посмотрит.

«Водою с лица» смачивали пояс, косоворотку, которые плели, шили для жениха, полагая тот же эффект, что при питье. Если вы задумаете сшить косоворотку любимому — без всякого колдовства, как дорогой подарок, вы сможете найти инструкцию в моей статье «Как сшить русскую рубаху мужскую: обязательные элементы традиционного кроя косоворотки».

Чудесной считалась вода, набранная в ночь на Ивана Купалу. Её пили, чтобы понимать язык животных, иметь к ним особый подход (особенно к лошадям, которые не всякого человека слушаются, допускают), чтобы открывались в земле клады.

Последний мотив сходен с мотивом поиска цветка папороти. Цветущий папоротник также искали в купальскую ночь, чтобы открывать клады, золото в земле, воде.

Водой от растаявшего первого снега девки, молодухи умывались для особенной белизны, чистоты лица. Верили, что от неё веснушки сойдут, брови станут соболиными и без сурьмы, которой славянские девушки активно пользовались.

Первый снег заносили в дом, раскладывали по углам, когда растет — не вытирали, ждали, чтобы само всё высохло. Считалось, что вместе со снегом уйдут из дома клопы, тараканы.

Я уверена, что многим читателям рассказанное оказалось знакомым: сами делали, слышали где-то… Удивительно, правда? Поверьям и обрядам несколько тысяч лет, а — живы…

Комментарии (0)

Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
Заказ в один клик