+7 960 780-25-80

(Телефон, SMS, WhatsApp и Viber)

Традиционный русский сарафан

Опубликовано: 04.04.2015

Говорят, люди, не знающие своей истории, не имеют будущего. Чтобы этого не допустить – перенесемся эдак лет на 200 назад.

Наряд женщины считался ее "паспортом". На Руси в каждой губернии был свой национальный костюм. Безусловно, сарафан – его важнейшая часть. Но хотелось бы изучить комплекс в целом.

Единого костюма не существовало. Но характерные общие черты были – это яркость тканей, многосоставность комплекса, декоративность отделки, техника орнаментации. Как в том или ином селе облачались женщины зависело от географии, климата, исторических процессов, бытового уклада, ну и конечно, развития производств этой местности.

Основной одеждой и для мужчин, и для женщин являлась рубаха. Шили ее из конопли, льна или шерсти. В целом она представляла собой туникообразный силуэт разной длины – в зависимости от повода одевания этого элемента (праздничные варианты были длиннее).

Женская одежда отличалась бОльшим разнообразием. В основу комплекса входил традиционный сарафан. Подробнее о истории русского традиционного сарафана Иванка рассказывала в этой публикации.

Женские рубахи и сарафаны дополнялись такими деталями как понева и плахта. Плахта представляла собой прямоугольный кусок ткани, обертываемый вокруг талии – тем самым заменяя юбку (обычно короче рубахи). Понева имела более сложную конструкцию и более походила на юбку. Понева имела варианты пошива – распашной (спереди оставляли открытой часть рубахи), понева-юбка (4-5 клиньев), понева с прошвой (дополнялась клином из темной ткани другой фактуры).

Одежда являлась неким социальным показателем. К примеру, возраста: девочки до 14 лет (ориентировочно) носили только рубаху. Становясь постарше – дополняли гардероб юбкой "подол". До замужества девушкам позволялось ходить. Красавицы украшали себя вышитыми полосками и "накосниками".

Важный элемент традиционного русского костюма – это кокошник! Он имел разнообразные формы и варианты украшения. Кокошники был основным женским головным убором, в независимости от сословия.

Особое, даже символическое, место в русском образе имеет пояс. Он был не просто украшением, а обязательной деталью. Ведь быть неподпоясанным считалось крайне неприличным. На художественных работах тех времен без пояса изображались только нищие и казненные.

Молодые женщины предпочитали яркие цвета в одежде и аксессуарах, а пожилые – темные и приглушенные. Общая тенденция выглядела так – туникообразный, распашной силуэт сарафанов, простота и красота орнамента и массивность, прогрессирующая книзу.

Иванка утверждает, что вопреки сложившемуся образу бедной, убогой, забитой русской женщины – у каждой должно было быть не менее 30 нарядов. Были свойственны особые костюмы, которые надевались по случаю.

  • Линейку особых костюмов представляют – "костюм годовой". После венчания девушку одевали в этот костюм, и он являлся праздничным. Она надевала его только по большим праздникам или к свекрови в гости. Украшался "годовой костюм" самой древней вышивкой – черно-белыми нитями, люди богаче – золотой и красной.
    Самое популярное украшение - янтарные бусы, которые обладали и лечебным свойством и служили как некий оберег. Одновременно девушка могла надеть от 1 до 6 нитей янтаря. 
    Странное правило, но без бус на люди могла показаться только вдова.
  • Костюм невесты, свадебный костюм. В этом костюме девушка, приходя из церкви, проходила обряд повивания – с нее снимали девичий головной убор, расплетали косу, и заплетали в две косы, укладывая вокруг головы. После надевали свадебный головной убор – "сороку". В этом головном уборе девушка могла ходить только молодухой, т.е. до рождения первого ребенка.
    С XVII до конца XIX века в свадебной и праздничной одежде встречались женские рубахи-долгорукавки (до 2 метров), в которые еще могли вставлять клинья.

 

  • Но, приходили будни, и девушкам нужно было работать (будничная одежда). Они облачались в покосную рубаху с красивой вышивкой. Надевали понёву – распашную или глухую по своему крою. В образе присутствовали разнообразные головные украшения из бисера, стекляруса, речного жемчуга.

  • Существовал "горевой костюм", т.е. похоронный. В таких костюмах ходили хоронить ближайших родственников.

Девушки в русских платьях прекрасны, но они все равно прибегали к разным хитростям, чтобы сделать свои достоинства визуально пышнее:

- у кого маленькая грудь, делали складочки/защипы на фартуке в области груди;

- надевали до 11 нижних юбок;

- обматывали голени портянками и обувались в лапти или чуни, тем самым делая ноги толще.

Строгое многолетнее соблюдение регламента в одежде и помогло сформировать традиционный русский наряд, особо благодаря крестьянству, на которое европеизация и петровские реформы не смогли повлиять в полной мере.

P.S.: Сегодня мы рассмотрели только женскую половину русского традиционного костюма. На днях вы увидите публикацию и мужском наряде, ведь та же косоворотка - древнейший элемент славянского народного костюма. Хотя нет, именно элемент русского мужского костюма, ведь косоворотка как одежда белорусам и украинцам неизвестна.

 

Комментарии (0)

Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение
CAPTCHAОбновить изображение
Вы неправильно ввели текст с картинки